1.

 

                                                                  МОУ   Ударниковская   оош

 

Областной конкурс

«ШКОЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

 

 

ЗДОРОВЬЕ

 

Директор школы: Мухина О.В.

394510  Воронежская область,

              Бутурлиновский район, село Ударник

                                                                                      ул. Ленина д. 31

                                                                        телефон: (47361)  5-41-81

                  2009г

 

Здоровье состояние полного физиче­ского духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

( по оп­ределению Всемирной организации здравоохранения)

 

Горизонтальный свиток: Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит  весь ваш бодрый ум и на смех вашему духу покажет его   зависимость от узкого сапога.
                                      А.ГЕРЦЕН
             
Горизонтальный свиток: Умеренность – союзник природы, поэтому пища, сон, любовь-  пусть будет все  умеренным.
                 ГИППОКРАТ
Великие  о здоровье и здоровом образе жизни

 

 

 

Горизонтальный свиток: ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК БЕСПОРЯДОЧЕН В СВОЕМ ОТДЫХЕ, НЕРЕГУЛЯРЕН В ПРИЕМЕ ПИЩИ И НЕУМЕРЕН В РАБОТЕ  - БОЛЕЗНЬ УБИВАЕТ ЕГО .
                                     КОНФУЦИЙ
Горизонтальный свиток: ЕСЛИ НЕ БЕГАЕШЬ ПОКА ЗДОРОВ, ПРИДЕТСЯ   ПОБЕГАТЬ,   КОГДА ЗАБОЛЕЕШЬ.
ГОРАЦИЙ
 
Горизонтальный свиток: ПУСТЬ БУДУТ ВРАЧАМИ ТВОИМИ ТРОЕ: ВЕСЕЛЫЙ ХАРАКТЕР , ПОКОЙ  И  УВЕРЕННОСТЬ В ЖИЗНИ.
           ДРЕВНЯЯ  МУДРОСТЬ
 
Горизонтальный свиток: Основной мотив моей жизни: сделать что – нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперед.
             К.ЦИОЛКОВСКИЙ
Горизонтальный свиток: НАШ ОРГАНИЗМ СОДАН ДЛЯ 120 ЛЕТ ЖИЗНИ. ЕСЛИ МЫ ЖИВЕМ МЕНЬШЕ, ТО  ЭТО ВЫЗВАНО НЕ НЕДОСТАТЕАМИ ОРГАНИЗМА, А ТЕМ, КАК МЫ С НИМ ОБРАЩАЕМСЯ .
                                       К. КУПЕР
Горизонтальный свиток: НАБЛЮДАЙТЕ ЗА ВАШИМ ТЕЛОМ, ЕСЛИ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ УМ РАБОТАЛ ПРАВИЛЬНО.
                                        Р.ДЕКАРТ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" Единственная  красота, которую я знаю – это здоровье!"

                                                                                          Г.Гейне

Одним из главных принципов государственной политики в области образования, сформулированным в Законе  РФ « Об образовании» является гуманистический характер   обучения и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Образованию предъявлен социальный заказ – на поиск путей  сохранения российского этноса, его здоровья, его трудовой, репродуктивной достаточности.

Лишь в последнее время проблемы укрепления здоровья детей и подростков, обеспечения условий полноценного  развития и безопасности образования, предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации подрастающих поколений  начали рассматриваться как связанные между собой.

 

Здоровье  и качество жизни детей признаны  основополагающими ценностями системы образования. По своей актуальности проблема здоровья  считается одной из самых важных и сложных в современной науке, потому что понимаем: здоровье нации – ключ к процветанию страны.

 

По данным исследования стало понятно, насколько важно, начиная  с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение  к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – величайшая ценность, дарованная человеку природой.

 

Система образования занимает важное место в механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения, воспитание ценностной ориентации на здоровый образ жизни

Неслучайно целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но здоровьесберегающего  эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников.

 

Школа сегодня должна стать важнейшим звеном в обеспечении возможности сохранения здоровья школьников,  в воспитании человека, здорового физически, интеллектуально и духовно; формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни;  вырабатывать привычку использовать полученные знания в повседневной жизни.

Но, обучение здоровью и здоровому образу жизни, развитие здоровьесберегающих отношений не должно оставаться  «школьным делом». Влияние на ребенка оказывает семья, близкие друзья, различный социум. Взаимодействие семьи, школы и различных общественных организаций в аспекте сохранения здоровья учащихся должно обеспечиваться взаимной заинтересованностью всех участников этого процесса.

Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

Одним из направлений работы педагогического коллектива является деятельность, направленная на организацию здоровье-

сберегающего  учебного процесса и решение следующих задач:

  ü Организация работы  для сохранения и укрепления здоровья

  ü Создание условий для положительных эмоций в процессе обучения

  ü Воспитание культуры здоровья

  ü Развитие потребности в здоровом образе жизни

ü Внедрение инновационных педагогических технологий                  Проблема  здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все все знают - и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и лучше, но результат получается - сами знаете какой... Увы, касается это и наших детей. По данным Министерства здраво­охранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% -относятся к группе риска.

В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во-первых, со­хранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здо­рового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или нар­котиков.

Поэтому каждой  школе необходимо иметь программы обучения школьников основам здорового образа жизни, программы организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей, которые  помогут ребенку быть здоровым и чаще задумываться над тем периодом своей будущей жизни, когда даже ежедневные думы о здоровье могут оказаться уже запоздалыми.

Педагогический коллектив  школы считает своей задачей  создание  такой системы учебно – воспитательного процесса, в которой здоровье школьников сохраняется и укрепляется.

Большой объем информации, который должен усвоить ученик приводит к перегрузкам. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов и методов  укрепления здоровья школьников.

       Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье учащихся.

Для предотвращения перегрузки, утомляемости и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья необходима рациональная организация учебного процесса.

       Педагогический коллектив стремится к соответствию показателям  рациональной организации   учебного процесса, чтобы оптимальными были: объем учебной нагрузки, нагрузка от дополнительных занятий в школе, занятия активно- двигательного характера – уроки физической культуры, спортивные занятия, динамические паузы.

Нарушение здоровья учащихся за период их обучения в школе – известный факт. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок  и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра  режима школьной жизни, формирования культуры здоровья.

Для здоровьесбережения  учащихся необходимо:

  Ø Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания  и обучения детей.

  Ø Подготовка педагогов по вопросам охраны здоровья детей.

  Ø Введение в содержание воспитания и образования детей знаний о своем здоровье и навыков ценностного отношения к нему

  Ø Обеспечение двигательной активности детей

  Ø Организация психолого-медико- педагогической  помощи детям

  Ø Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения здоровья детей

 В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие  очень важные действия:

1.     Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2.  Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы и подвижные игры.

3.  Задавать посильные домашние задания.

4.  Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня,  чему способствует удобное расписание уроков.

5.  Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.

6.     Ежемесячно  проводить генеральную уборку классных помещений (обти­рать плафоны, мыть, панели , парты и стулья моющими средствами)

7.     Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой

8.  Следить за условиями теплового режима, освещенности классных  поме­щений.

9.  Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне школы.

10.    В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здо­ровью, проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.

11.    Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных коллективах.

  

Воспитание у учащихся культуры здоровья, потребности вести здоровый образ жизни отражается и в плане работы школы,  воспитательных планах классных руководителей, внеурочной деятельности, родительских собраниях, методических объединениях.

1.    

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ.

       Здоровьесбережение.

Важным показателем работы школы является состояние здоровья обучающихся. Медосмотр 2009 года показал, что наши дети по-прежнему страдают нарушением осанки, пониженным зрением, заболеваниями

щитовидной железы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, гастритами.

 В школе разработана и действует программа «Здоровье». Уроки физкультуры, спортивная секция, утренняя зарядка, физкультминутки, походы, экскурсии, соревнования - это основные формы работы по данному направлению.

Питанием были охвачены все обучающиеся.

По вопросу сохранения здоровья школьников следует активировать работу по следующим направлениям:

1)    воспитание потребности сохранения здоровья у самих учащихся;

2)    внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; 3)сбалансированность питания;

4) замена некоторой школьной мебели.

                          ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

 Цель: оптимизация учебно-воспитательного процесса с целью формирования гармонично развитой личности, готовой к самоопределению.

Задачи:

продолжить работу по образовательной подготовке учащихся:

*  формировать прочные, устойчивые и глубокие знания основ наук;

*  повышать мотивацию учения;

*  формировать навыки культуры умственного труда;

-обеспечить   внедрение   в   учебный   процесс   новых   образовательных технологий (здоровьесбережение, развивающее обучение, метод проектов);

-   укреплять здоровье детей, воспитывать стремление к здоровому образу  жизни; формировать здоровые полезные привычки;

способствовать   нравственному,   патриотическому   и   художественно-эстетическому воспитанию, приучать детей к труду;

-   через дополнительное образование и элективные курсы развивать
способности детей и готовить их к выбору профессии;

проводить работу по месту жительства под девизом «Школа - центр
микрорайона»;

-   заботиться об охране прав детей и сотрудничать с родителями,
общественностью в воспитательном и образовательном процессе.

В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об
образовании», Типовым положением об образовательном учреждении,
Уставом школы, внутришкольными приказами, в которых определен круг
регулируемых     вопросов  о  правах  и  обязанностях   участников

образовательного процесса.

                    ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  РАБОТА В ШКОЛЕ

1.Режим дня:

8.00                              зарядка

8.15 – 8.55                   1 урок

8.55 – 9.10                   перемена, завтрак

9.10 – 9.50                   2 урок

9.50 – 10.00                 перемена. Подвижные игры

10.10 – 10.40               3 урок

10.40 – 11.10               обед

11.10 – 11.50               4 урок

11.50 – 12.00               перемена, подвижные игры

12.00 – 12.40               5 урок

12.40 – 12.50               перемена

12.50 – 13.30               6 урок

13.30 -13.40                 перемена

13.40 – 14.20               7 урок

2.Продолжительность урока:

1класс – 35 мин

2-9           классы – 40 мин

3.Продолжительность учебной недели – 5 дней

4.     Продолжительность  учебного года:

1класс –          33нед.

2-4 классы  –  34нед.

5-8 – классы - 35нед.

9класс -          36нед.

 

СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

 

Сентябрь

День здоровья. День туризма. День физкультурника.

Октябрь

Кросс «Золотая осень» День призывника

Ноябрь

Всероссийская акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубной привычки»

Декабрь

Участие в районном конкурсе агитбригад «Здоровая молодежь - здоровая нация» День здоровья

Январь

Соревнования «Лыжня зовет»

Февраль

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы

Март

Беседа «Спорт - ты жизнь»

Апрель

Русская народная игра «Лапта»

Май

Кросс «День бегуна»

Июнь

Однодневный поход «Дерзай, турист!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.     Занимаются в кружках – 79

% охвата дополнительным образованием -100%

ПЛАТНЫЕ КРУЖКИ:

 

         № 

       п/п     

Название профиля

Название кружка

Кол - во

 

часов

Классы

В них

учащихся

ФИО руководителя

            1.

Трудовое воспитание

«Техническое моделирова­ние»

4

2-7

10

Диденко В.П.

            2.

Физическое воспитание

«Непоседы»

1

1-5

18

Калашников СИ.

            3.

Физическое воспитание

«ОФП»

2

6-9

15

Калашников СИ.

                ИТОГО:    43 учащихся

               БЕСПЛАТНЫЕ КРУЖКИ:

 

        № п/ п

Название профиля

Название кружка

Кол - во

1. Программа " Здоровье"      2.  Программа предшкольной подготовки "Школа до школы"

 часов

классы

В них учащихся

ФИО руководителя

             1.

Краеведение

«Русь святая»

1 чв2 недели

5-6

6

Ефремова Р.М.

             2.

Физическое воспитание

«Белая ладья»

1чв2 недели

4-9

7

Диденко В.Е.

             3.

Художествен

но-

эстетический

«Юный книголюб»

1чв2 недели

2-4

10

Калашникова Л.Н.

             4.

Трудовое воспитание

«Умелые руки»

1 чв2 недели

1-3

8

Рудакова А.В.

             5.

Художествен

но-

эстетический

«Музыкальны е ритмы»

1чв2 недели

8

5

Диденко Е.Ю.

                       ИТОГО:       36 учащихся

              2. Дополнительное образование осуществляют:

    учителя школы - 7

    родители - нет

    педагоги дополнительного образования - нет

    медицинские работники - нет

3.  Приоритетными направлениями являются:

•   физическое воспитание, трудовое воспитание, краеведческое, художественно-эстетическое

                                                                                              2.

РАБОТА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

             Формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к сво­ему здоровью, к окружающему миру - это одна из задач классного руководителя.

Очень важно, чтобы в процессе работы с детьми классный руководитель об­суждал следующие проблемы:

      показатели здоровья;

      продолжительность жизни;

      адаптация и дезадаптация;

      факторы риска для здоровья;

      самодиагностика здоровья;

      стресс и его последствия;

      наследственные болезни и наследственная предрасположенность, их предупреждение;

      биологические ритмы и здоровье;

      здоровый образ жизни;

      болезни цивилизации: гипоксия, утомление, гиподинамия, переедание, болезни хронической зависимости.

Короткие беседы, направленные на формирование позитивного отношения к своему здоровью, формирование полезных  здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих привычек.

 

 В планах работы классных руководителей

Начальные классы:

1.Экскурсия: «В гостях у Мойдодыра».

2.Беседы: «Что такое режим дня»,  «Здоров будешь – всего добудешь»,  «Забота о глазах»,  с творческим заданием «Почему мы болеем?»,  чтение и анализ  сказки «Как у  крокодила зубы заболели?», «Как закаляться. Обтирание и обливание»

3.Практические занятия : «Дружи с водой»,  «Веселые старты», подвижные игры в школьное время,  игра «Снежная крепость»

         5-9 классы:

1.Беседы:  «Правила жизни», «Здоровье сгубишь – новое  не купишь»,

«Забота о здоровье – лучшее лекарство», «Курение – опасное увлечение», « О пользе зимних прогулок»

2. Час общения: «Личная гигиена мальчиков», «Живи без вредных привычек», «Познай себя»

3.  Круглый стол: «ЗОЖ – всему у нас основа», « Вредная пятерка, полезная десятка».

4. Практические занятия : «Здоровый образ жизни», «В гости к витаминам», игры на свежем воздухе, спортивные соревнования.

3.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

 

1. Семинар: «Наше общее дело»

2. Круглый стол «Современные технологии  воспитательной системы. Здоровьесберегающие  технологии».

3. Практикум: «Создание единой предметно – развивающей  среды, обеспечивающей  преемственность при переходе из начальной школы в основную и сохранение здоровья учащихся».

 4.

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

 

 

1.Взаимодействие учителя и учащихся в процессе самостоятельной работы в физическом воспитании.

2.Здоровье – через образование, образование – через здоровье.

3.Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания.

4.Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования.

 5.

 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 

1.Родительский лекторий на тему:

«Основы формирования у ребенка здорового образа жизни».

2.Влияние семейной атмосферы на успешность школьника в учебной деятельности и на формирование духовно – нравственных ценностей.

3.Здоровье и окружающая среда.

 АНАЛИЗ

 В  нашей школе проводится системная работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья  учащихся, ведется активная пропаганда  здорового образа жизни.

   1.На протяжении всех лет существования школы  проводится утренняя зарядка,  работает спортивная секция ( для младших и старших классов), которую посещают практически все учащиеся школы.

Физкультминутки – обязательная часть учебно-воспитательного процесса.

На переменах  учащиеся имеют возможность играть в настольный теннис, организуются подвижные игры.

Проведение однодневных  туристических походов – традиция в школе.

В летнее время  спортивная площадка школы – это место для  игры в футбол и других спортивных игр.

    2.Питанием в школе охвачены все учащиеся.

Обеспечение санитарно – гигиенической безопасности питания, санитарные требования к состоянию  пищеблока, продуктам питания, их хранение, приготовление, раздача блюд соответствует  санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормативам  ( СанПиН 2.4.5.2409-08)   для малокомплектных  школ.

 Для обеспечения учащихся здоровым питанием в школе составлено  и утверждено перспективное меню на 10 дней.

Энергетическая ценность  рационов соответствует  энергозатратам детей. Сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым ингридиентам.

По программе «Школьное молоко» учащиеся начальных классов 3 раза в неделю получают молоко.

     3.Все учащиеся школы ежегодно проходят  диспансерный осмотр районным педиатром. Фельдшером регулярно делаются  прививки, а также проводится  осмотр  учащихся во время эпидемий.

В результате совместных усилий педагогов, обслуживающего персонала и фельдшера во время эпидемий гриппа пропусков было мало и карантина в школе не было.

Ежегодно учащиеся школы поправляют здоровье  в санаториях.

В результате постоянных наблюдений, анкетирования, бесед вредных привычек у учащихся не  выявлено.

4.Педагогический коллектив школы регулярно проходит диспансерный осмотр,  на больничном  учителя  бывают очень редко, постоянно делают прививки от гриппа, заботятся о своем здоровье.

5.Отношения между педагогами и учениками  сложились доброжелательные.  Все проблемы, связанные с оценками решаются не конфликтно и в сторону ученика. Учитель  объясняет оценку, оценки соответствуют знаниям ученика  и его отношению к учебе.

6.Родители постоянно привлекаются к совместной работе со школой.

Организуются для родителей тематические лекции, проводятся родительские собрания, анкетирование,  родители  принимают участие  в организации  питания учащихся.

7.Большая работа проводится с «трудными подростками».  Такие подростки находятся под  постоянным контролем администрации школы, социального педагога, классного руководителя. Постоянно  посещаются семьи таких подростков,  подростки вовлекаются во  внеурочную деятельность, им оказывается помощь в учебе, материальная помощь, помощь в оформлении документов в санаторий,  лагерь, в летнее  время подростки трудоустраиваются.

8.На территории села предприятий, загрязняющий окружающую среду  нет, то есть отсутствует    воздействие неблагоприятных факторов  для здоровья детей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Акт проверки готовности школы.

2. Программа «Здоровье».

3. Перспективное меню на 10 дней.

4. Таблицы состояния здоровья учащихся и учителей.

5. Материалы из районной газеты.

6. Грамоты и дипломы.

7. Физическая подготовленность учащихся( на примере одного класса).

8. Критерий самооценки образовательного учреждения.

9. Фотоматериалы.

10.              Сценарии.

11.              Видеоматериалы. Презентация (диск).

 

                                                                 2.

 

ПРОГРАММА     ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

«ШКОЛА  ДО  ШКОЛЫ»

 

 

 

Составители: Рудакова А. В.,

                        Калашникова Л. Н.

 

                        Ударниковская оош

                                 2008 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

К сожалению, в последние годы в связи с происходящими социально – экономическими изменениями в стране сократилось число дошкольных учреждений. Поэтому большинство детей дошкольного возраста не посещают детские сады и, как правило, слабо подготовлены к обучению школы. Вот это и натолкнуло нас написать программу по подготовке детей к школе.

Ведь для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять смекалку и умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Поступление в школу -  это переломный момент в жизни ребенка: переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Одной из основных причин написания программы по подготовке детей к школе явилось стремление свести к минимуму те трудности, с которыми сталкивается ребенок, не посещающий детские дошкольные учреждения, и желание  помочь детям испытывать радость познания.

Задания подобраны так, чтобы они вызывали интерес у детей, желание думать, развивали сообразительность, умение внимательно слушать, нестандартно мыслить, стремиться узнавать что-то новое, умению отгадывать загадки и доказывать правильность отгадки, составлять различные логические цепочки.

Очень часто подготовка к школе сводится к обучению детей счету, чтению, письму.

Усвоив счет, чтение, письмо, дети остаются интеллектуально пассивными, у них отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью при подготовке детей к школе должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие памяти, воображения, внимания, речи, познавательных интересов, сообразительности, творческого потенциала.

Также важно научить ребенка жить в коллективе: развивать потребность оказывать помощь другим детям, быть доброжелательным, научить слушать и слушаться, управлять своим поведением, что очень важно при переходе детей к школьной жизни. Добрые отношения детей друг к другу играют положительную роль в их эмоциональном состоянии и, соответственно, учебной деятельности.

Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно - деятельностного подхода к развитию  и воспитанию дошкольника и рассчитана на подготовку детей в течение второго полугодия.

Рекомендуемый объем занятий – 60 часов.

Занятия проводятся с января по май, 1 раз в неделю, по 3 занятия в день продолжительностью 20 – 25 минут.

Распределяя материал в течение занятия, следует предусмотреть чередование более трудных и сравнительно легких заданий, равномерное сочетание двигательных и умственных нагрузок.

Содержание программного материала  должно постепенно усложняться. При проведении занятий с детьми следует широко использовать двигательные, игровые приемы. Наглядный материал, проводить физкультминутки. Методика и содержание занятий должны не только обеспечить предупреждение утомления детей, но и способствовать у них учебной деятельности, повышению работоспособности. Индивидуальный подход должен осуществляться в оказании помощи детям с недостаточным уровнем знаний, сниженной работоспособностью.

Важно правильно организовать деятельность детей и во время перерывов между занятиями. Перерывы должны служить для отдыха и переключения на другие виды деятельности. Дети должны подвигаться, поиграть, не следует проводить чрезмерно подвижных и шумных игр, которые возбуждают детей, затрудняя проведение следующего занятия.

Проводя занятие, необходимо обращать  внимание на позу детей. Не  следует требовать от них сохранения на протяжение всего занятия строго заданной неподвижной позы: это для детей утомительно.

Всю работу следует осуществлять с учетом возрастных и психологических особенностей детей 6- 7 летнего возраста и формирования личностных качеств ребенка, которые послужат основой его успешного обучения в школе.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

- овладение правильным звуковым оформлением слов, четкое и ясное их произношение,

- построение различных по конструкции предложений из 3-4 слов;

- согласование слов в роде, числе, падеже, точное спряжение часто употребляемых глаголов;

- свободное пользование монологической речью:

        способность рассказывать о пережитых событиях, пересказ

        содержания сказки, рассказа, описание окружающих

        предметов, рассказ по картине.

 

ПОДГОТОВКА ПИШУЩЕЙ РУКИ К ПИСЬМУ

- обведение по контуру узоров и рисунков предметов различной конфигурации;

- составление узоров;

- выполнение  различных видов  штриховки;

- написание элементов букв;

- правильное держание в руках и пользование ручкой, карандашом, мелом.

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

- счет в пределах 10 и в обратном порядке;

- сравнение по длине ( ширине, высоте) до 10 предметов, раскладывание их в возрастающем и убывающем порядке;

- различение предметов по признаку формы (круглый, прямоугольный, треугольный);

- выполнение заданий связанных с ориентировкой на листе бумаги ( рядом, далеко, среди, между и т. д .);

- деление круга, квадрата на 2, 4 равные части;

- составление и решение простых задач на сложение и вычитание;

- соотнесение цифр (от 0 до 9) с числом предметов.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

- распознавание растений и животных;

- умение ухаживать за растениями, заботиться о животных и птицах;

- знание времен года и их отличительных особенностей.

 

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

- эмоциональный отзыв на красоту окружающего мира;

- самостоятельное создание художественных образов в посильной творческой деятельности;

- знание главных цветов ( красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый);

- знание основных формул речевого этикета, правил поведения за столом, в гостях, на улице.

 

УРОКИ АЙБОЛИТА

- знание последовательности гигиенических процедур, основ правильного питания;

- самостоятельное выполнение культурно-гигиенических процессов;

- освоение правил безопасного поведения в доме и на улице.

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ  (15 часов)

 

ЗАДАЧИ:

- преодоление недостатков произношения звуков;

- развитие фонематического слуха, различных сторон психической деятельности ( внимания, мышления, памяти, речи);

- обогащение словаря.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Правильность произношения звуков (1 ч.)

* Назвать картинки:

      с – сук, коса, автобус,

      сь – сетка, осел, гусь,

      з – зонт, коза,

      зь – земляника, обезьяна,

      ц – цапля, кольцо, огурец,

      ш – шуба, шапка, душ, шишка,

      ж – жук, ежи,

      ч – чайник, бочка, ключ,

      щ – щетка, ящик, клещ,

      р – рука, арфа, тигр,

      рь – репа, гриб, фонарь,

      л – лук, волк, стол…

 

Различение звуков речи на слух  (3 ч.)

* Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен  звук  ж :

жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи;

звук  з :

звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна, зонтик, тетрадь.

  * Определи место звука  ш  в слове (в начале, середине, конце):    шум, школа, шило, шалаш, мышка, мешок, машина, ромашка, душ, камыш, ландыш.

 

   * На доске картинки  (жук, обезьяна, ключ, зонт, чайник, мяч, волк).   

     Учитель произносит какое-либо слово, просит показать тот предмет, название которого начинается с того же звука.

 

Составление слов по начальному слогу (2 ч.)

 

Знакомство с художественными произведениями (3 ч.)

 

Развитие словарного запаса (2 ч.)

Ответить на вопросы:

 

Развитие понятийного мышления ( 1 ч.)

   «Закончи предложение»

Лимоны кислые, а сахар …

Собака лает, а кошка …

Ночью темно, а днем …

Трава зеленая, а небо …

Зимой холодно, а летом …

Ты ешь ртом, а слушаешь …

Утром мы завтракаем, а днем …

Птица летает, а змея …

 

Образование множественного числа (1 ч.)

Изменить слова по образцу:

  стул – стулья, окно - …, платье - …, бельчонок - …, дерево - …, день - …, ухо - …, глаз - …, ветер - …, медвежонок - ….

 

Согласование прилагательных с существительными (1ч.)

Добавить к каждому существительному прилагательное:

     дуб какой? …                           трава какая? …

     дерево какое? …                     ленты какие? …

Знание и употребление глаголов в речи (1 ч.)

* Кто как передвигается:

 человек –                    птица -              кузнечик -

 змея –                         рыба -

    * Кто как издает звуки:

корова –                      лошадь -          коза -

свинья -                       жук -                 собака –

   * Кто чем занимается:

повар –                              врач -

учитель –                           ученик -

фотограф –                        строитель -

художник –                        музыкант -

писатель -                         продавец -

 

ПОДГОТОВКА ПИШУЩЕЙ РУКИ К ПИСЬМУ

 (12 часов)

 

ЗАДАЧИ:

- отработка начальных графических навыков, правильная постановка руки;
- формирование навыков ориентирования на листе бумаги;

- развитие зрительного восприятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Упражнения, проводимые на каждом занятии:

·        штриховка в различных направлениях;

·        обведение контуров;

·        рисование узоров по образцу;

·        письмо элементов букв;

·        раскрашивание картинок по символам, по заданиям.

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (15 часов)

 

ЗАДАЧИ:
- формирование первых навыков анализа, сравнения, распознавания, зрительного восприятия, произвольного внимания;

- развитие логического и образного мышления;

- развитие глазомера, мелких мышц пальцев.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Ориентировка в пространстве и по словесному описанию (2 ч.)

«Ответь на вопрос»

·        В каком городе (селе) ты живешь?

·        Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?

·        Сколько этажей в вашем доме?

·        Какие улицы находятся рядом с домом?

·        Какой транспорт проходит вблизи дома?

·        Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?..

 

«Выполни по заданию»

Поставь зайчика посередине стола, слева от него – мишку, справа от него – уточку и т. д.

 

Величина и форма предмета (1 ч.)

Игра «Дома зверей».

Одинаковые по размеру картинки

     слон    корова     еж

Для зверей требуются дома. Проведи дорожку от каждого зверя к дому.

Сравнение лент по длине (длинная – короткая),

карандашей по ширине (широкий – узкий).

 

Нарисуй внутри большого круга (квадрата) постепенно уменьшающиеся круги (квадраты), а вокруг маленького круга (квадрата) постепенно увеличивающиеся круги (квадраты). Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

 

Волшебные фигуры (2 ч.)

* Знакомство с геометрическими фигурами и их особенностями.

Нахождение предметов в классе ( доме, на улице), которые по форме похожи на геометрические фигуры.

 

* Раскрашивание коврика из геометрических фигур по заданию: квадраты – красным, круги – зеленым, треугольники – желтым…

 

* Нарисуй недостающую фигуру.

 

* Дорисуй  фигуры.

 

Количественные представления и понятия (2 ч.)

Уточнение понятий: много, мало, столько же, поровну, одинаково – на счет.

Работа на наборном полотне.

 

Представление о числах, цифрах (5 ч.)

Нумерация.

Счет предметов в прямом и обратном порядке.

Счет конкретных предметов.

Счет от заданного числа до заданного (от 2 до 8…).

Сравнение чисел, какое число больше (меньше).

Порядковый счет.

Цифры, числа.

Подбор цвета для раскраски предметов (1 ч.)

Распределение предметов по группам (по назначению, форме, размеру …) и раскрашивание каждой группы заданным цветом.

Например, игрушки – красным, цветы – желтым…

·        Сколько групп получилось?

·        Сколько предметов в каждой группе?

 

Рисование по образцу и воспроизведение графических узоров по клеточкам (2 ч.)

Узор под диктовку:

1 – вниз проводим линию на 2 клеточки,

2 – влево на 1 клеточку,

3 – вниз на 2 клеточки,

4 – вправо на 1 клеточку,

5 – вниз на 1 клеточку,

6 – вправо на 2 ,

7 – вверх на 1,

8 – вправо на 4,

9 – вниз на 1,

10 – вправо на 2,

11 – вверх на 1,

12 – вправо на 2,

13 – вверх на 2,

14 – влево на 7,

15 – вверх на 2,

16 – влево на 2.

МАШИНА.

Нарисуй по клеткам точно такой же рисунок (паровоз, кораблик…).

На каждом занятии проводится работа в тетради.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (6 часов)

 

ЗАДАЧИ:

- усвоение основ экологической культуры, осознание единства человека с природой;

- расширение представлений детей об окружающем мире (животных, растениях, явлениях природы);

- воспитание любви ко всему живому и желания заботиться о природе.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Мир вокруг нас (1 ч.)

Составляющие природы – солнце, воздух, вода, почва, растения, животные. Значение природы в жизни человека.

 

Развитие представлений о временах года (1 ч.)

Показ 4 картинок с изображением явлений природы в четырех временах года:

·        Когда бывает снег?

·        Когда опадают листья с деревьев?

·        Когда появляются подснежники?

·        Когда птицы строят гнезда?

·        Назовите на картинке времена года.

 

Растительный мир (1 ч.)

Расширение знаний и представлений об овощах, фруктах, деревьях, кустарниках, травах, съедобных и несъедобных ягодах и грибах. Уход за растениями.

 

Животный мир (1 ч.)

Домашние и дикие животные, их детеныши, среда обитания.

Уход за домашними животными.

 

Развитие словарного запаса (1 ч.)

Подбор обобщающих слов:

·        корова, лошадь, коза,… (домашние животные);

·        тигр, бегемот, белка, лев,… (дикие животные);

·        щука, окунь, карась,… (рыбы);

·        ель, дуб, клен, ива,… (деревья);

·        малина, смородина, клюква,… (ягоды).

 

Игра «Рыба, птица, зверь».

    Учитель указывает по очереди на каждого игрока и произносит «рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро дать название.

 

Игра «Что может делать животное».

Собака – (лает, играет, сторожит, служит).

Кошка –

Медведь –

Лягушка –

Заяц –

 

Мы друзья природы (1 ч.)

Чтение произведений о природе, беседа о бережном отношении к ней, анализ поступков героев.

 

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА (6 часов)

 

ЗАДАЧИ:
- расширение кругозора детей, эмоциональной отзывчивости;

- знакомство с социальными нормами и правилами, приобретение навыков культурного поведения;

- формирование умения работать самостоятельно и в коллективе;

- побуждение детей к художественному творчеству;

- развитие цветового мышления;

- развитие музыкального вкуса;

- воспитание трудолюбия.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Хорошие манеры (2 ч.)

Знакомство с правилами поведения в гостях, за столом, в транспорте, в театре, на природе. Внешний вид.

Решение ситуативных задач, работа по сюжетным картинкам.

 

Знакомство с техникой оригами (1 ч.)

Изготовление поделки «Зайчик».

 

Аппликация (2 ч.)

Изготовление сувенирных открыток.

 

В мире музыки (1 ч.)

Знакомство с музыкальными инструментами, их названиями, с характером мелодии. Исполнение музыкальных произведений соло, дуэтом, трио, квартетом, хором.

 

УРОКИ АЙБОЛИТА (6 часов)

ЗАДАЧИ:
- формирование здорового образа жизни;

- формирование умений и навыков для преодоления трудных ситуаций;

- освоение основ по организации безопасности жизни;

- развитие навыков двигательной активности, координации движений;

- привитие культурно-гигиенических навыков.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Гигиена (1 ч.)

Знакомство с правилами личной гигиеной. Как ухаживать за своим телом. Как правильно мыть руки и лицо.

Чтение отрывков из художественных произведений, рассматривание картинок, их анализ.

 

Правила безопасного поведения в доме, на улице (2 ч.)

Знакомство с правилами поведения дома, на улице. Правила дорожного движения. Первая помощь при травмах (рана, ушиб).

 

Подвижные игры (2 ч.)

Знакомство с играми (с мячом, скакалкой), правилами игр, соблюдение этих правил.

 

Настольная игра «ОБЖ» (1 ч.)

«ПРОГУЛКА»

Закрепление и обобщение правил поведения на улице, дома.

* В игре принимают участие  от 2-4 игроков.

* Игроки поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку вперед на столько шагов, сколько очков выпало на кубике.

* Если игрок попадает на кружок другого цвета, то он выполняет действия в соответствии с инструкцией на игровом поле (например, Ты съел три пачки эскимо?

                    Очень вкусное оно!

                     Заработал ты простуду –

                     Покупай теперь микстуру. 

- возвратись на 20 шагов назад по указанному следу. И т. п.)

* Выигрывает тот, кто первым вернется домой  (кружок СТАРТ).

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.:АСТ: Астрель. 2006.

            2.Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2006.

           3. Безопасность вашего малыша / сост.: Гаврилина С. Е. и др. – Ярославль: «Академия развития». 1997.

           4. Веселая геометрия / сост. Губарева Н. – М.: «Хабтер-М».

           5. Веселые прописи / сост. Соколова Е. И. – М.: Астрель. 2006.

          6. Волшебные фигуры: пособие для детей и родителей / сост. Гаврилина С. Е. и др. – Ярославль: «Академия развития». 1999.

          7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Буре Р. С. И др. – М.: Просвещение, 1989.

          8. Готовим руку к школе / сост. Кутявина Н. Л. – Ярославль: «Академия развития». 1999.

          9. Готовим руку к письму / сост. Гаврилина С. Е. и др. – М.: «Росмэн-Издат». 2000.

          10. Играем в школу / сост. Гаврилина С. Е. и др. – Ярославль. «Академия развития». 1998.

           11. Как звучат слова / сост. Гаврилина С. Е. и др. – Ярославль. «Академия развития».  1997.

           12. Корнеева Е. Н. Ох, уж эти первоклашки!.. – Ярославль: «Академия развития». 1999.

           13. Кряжева Н. Л. Готов ли ребенок к школе? – Ярославль: «Академия развития». 1999.

           14. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение. 1988.

           15. Медеева И. Г. Дошкольные прописи в 2-х частях. – М.: «Адонис». 2007.

           16. Методические рекомендации к программе «Первые шаги» / сост. Тихонова С. В. – Воронеж. 1999.

          17. Настольная книга учителя начальных классов / сост. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. – Ростов - на - Дону. «Феникс». 2002.

          18. Первые шаги: программа образования детей 6-7летнего возраста, не посещавших дошкольные учреждения / сост. Лемяскина Н. А. – Воронеж. 1998.

           19. Соколова Е. И. Учимся считать до 10. – Ярославль: «Академия развития». 2002.

           20. Спутник классного руководителя 1-4 классы / сост. Максименко Н. А. – Волгоград: «Учитель». 2007.

           21. Суркова Е. С. Дети, в школу собирайтесь! – Воронеж. 2001.

           22. Учись правильно говорить: рабочая тетрадь / сост. Золотарева Ю. – М.: «Вербо». 1998.

          23. Хорошие манеры: рабочая тетрадь / сост. Золотарева Ю. – М.: «Вербо». 2000.

          24. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «Илекса». 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСТВО

ГЛАВНАЯ  ДОКУМЕНТАЦИЯ     УЧЕНИКИПРАЗДНИК В ШКОЛЕ

Hosted by uCoz